Руководитель: Астахова Ирина Владимировна
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы
за 2012-2013 учебный год.
Цель: достижение высокого качества учебно-воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся, формирование положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы.
Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в школе, является методическое объединение. Школьное методическое объединение- это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной и внеклассной работы. МО учителей русского языка и литературы создано для решения определённой части задач, возложенных на школу.
Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального
Потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы.
Качественный состав МО:
ФИО учителя |
Образование |
Педагогический стаж |
Усирова Зульфия Наурзгалиевна |
высшее АГПИ- 1989г. |
19 лет |
Астахова Ирина Владимировна |
высшее АГПИ- 1986 г. |
27 лет |
В 2012-2013 учебном году МО работало над проблемой : «Совершенствование форм и методов учебно-воспитательной работы со школьниками».
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
1.Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку.
2.Работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся, предметных компетенций.
3.Активное внедрение в практику новых педагогических технологий, направленных на повышение качества образования.
4.Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
5.Стимулирование педагогов к обобщению актуального педагогического опыта.
6.Привитие интереса учащихся к урокам русского языка и литературы.
7.Создание условий для расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.
Каждый учитель МО русского языка и литературы внес свой вклад в выполнение поставленных задач. В целом работа МО признана удовлетворительной.
В 2012-2013 учебном году проведено 5 методических заседаний, на которых обсуждались темы:
1.Учитель и его самообразование.
2.Совершенствование грамотности учащихся на основе взаимосвязей разных разделов курса русского языка.
3.Культура речи как средство формирования учащихся ( из опыта работы).
4.Проблема нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
5.Участие в педсоветах, семинарах, методических месячниках.
6.Диагностика успеваемости и анализ качества знаний учащихся по четвертям.
7.Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
8.Анализ учебных программ и тематических планов.
9.Сотрудничество с библиотеками: школьной, детской, поселковой с целью повышения интереса учащихся к чтению литературы.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Анализ учебных программ и учебников.
Учебный план школы по русскому языку и литературе на 2012-2013 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранил в необходимом объеме содержание образования.
В преподавании учителя-словесники руководствуются требованиями обязательного минимума содержания образовательных программ. В преподавании русского языка используют программу М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Обучение литературе ведется по программе общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной-9 кл., стальных классах по УМК Меркина Г.С. Кроме основного курса ведутся элективные и факультативные курсы «Культура речи»10-11 кл., «Уроки словесности» 7кл., 9 кл., кружок «Секреты русского словообразования». Внедряются в работу школы и элективные курсы, способствующие расширению кругозора учащихся, углублению знаний по предметам. Элективные курсы формируют нравственные, гуманистические цели, развивают речь учащихся. Элективные курсы- важнейшая составляющая эксперимента по организации профильного обучения. Педагогам-филологам всегда выделяются часы для подготовки к итоговой аттестации.
Выполнение программного материала за 2012-2013 учебный год.
Программный материал как по русскому языку, так и по литературе выполнен полностью.
Все учителя программу по количеству проведенных уроков выполнили.
Учителя русского языка и литературы принимали активное участие в школьных, районных и областных мероприятиях.
№ |
Ф.И.О. |
Где принимали участие |
Название ,тема |
|
1.Усирова Зульфия Наурзгалиевна
2.Астахова Ирина Владимировна |
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе.
Районная олимпиада по русскому языку.
Участие в Пермском филологическом чемпионате.
Элективный курс по русскому языку в 10 кл.
Выступление на заседании МО
Участие в проведении мероприятия, посвящённого Дню матери.
Участие в проведении Дней Науки.
Выступление по обмену опытом на педсовете.
Открытое факультативное занятие по русскому языку.
Участие в районном семинаре по методической работе.
Участие в предметной комиссии по русскому языку(подкомиссии МЭК) по проведению ИГА.
Проведение недели русского языка и литературы.
Работа по планированию и отчёт о работе МО в 2012-2013 уч. г.
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе.
Районная олимпиада по русскому языку и литературе.
Участие в Пермском филологическом чемпионате.
Элективный курс по русскому языку в 9 кл.
Кружок по русскому языку в 9 кл.
Выступление на заседании МО.
Участие в проведении мероприятия, посвящённого Дню матери.
Участие в проведении Дней Науки.
Выступление по обмену опытом на педсовете.
Участие в районном конкурсе сочинений «Весна без пожаров».
Проведение Недели русского языка и литературы.
Открытое занятие элективного курса.
Участие в опробации учебника Г.С.Меркина. |
3 место- Терёхин Слава 5 кл. Савенков Андрей 5 кл. Ильина Анна 11 кл.
«Культура речи»
«Повышение качества знаний учащихся через факультативные и элективные курсы».
Конкурс чтецов «Моя мама лучше всех».
«Поэты и писатели об Отечественной войне 1812 года».
«Системы контроля и оценки знаний учащихся».
«Жанры публицистического стиля».
«О работе методического объединения в 2012-2013 году».
1 место-Булышева Анжела 9 кл. 1 место-Лебедева Эля 6 кл.
Булышева Анжела, Астахова Света, Шуначеева Алина – 9 кл.
Диплом за лучший результат в районе- Шуначеева Алина 9 кл.
«Уроки словесности».
«Секреты русского словообразования».
«Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми».
Конкурс чтецов «Моя мама лучше всех».
«Поэты и писатели об Отечественной войне 1812 года».
«Системы контроля и оценки знаний учащихся».
Астахова Света -9 класс.
«Наблюдение за употреблением БСП в художественных текстах.»
Отчет по учебнику 9 кл. |
Работа по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Большая работа связана с подготовкой учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9-х классов к итоговой аттестации. Были проведены административные контрольные работы, пробные экзамены, спланирован ряд мероприятий, направленных на качественную подготовку учащихся к будущим экзаменам.
Экзамен по русскому языку в 9 классе включал в себя задания, проверяющие различные уровни речевой деятельности школьников:
- лингвистическую компетенцию (элементарные знания о языке и речи);
-языковую компетенцию (знание и применение основных языковых норм: лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
-коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, связанными с коммуникативной функцией языка).
Продолжать в следующем учебном году, учитывая анализ работ, активную подготовку к экзаменам, повышать уровень речевого развития учащихся.
Экзамен в 11 классе проводился в форме ЕГЭ. Государственный экзамен сдали все 10выпускников.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволяет дать некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка. Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остается проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков. Аналитическая учебная деятельность при изучении любого языкового явления должна опираться на семантическую характеристику и функциональные особенности , закладывая тем самым основы для прагматической синтетической деятельности учащихся в области русского языка.
Не менее важной в курсе обучения русскому языку является необходимость формирования системности представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Такой подход способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.
Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире. Особенно важным представляется решение вопроса об отборе коммуникативно- значимых элементов содержания обучения русскому языку и о пропорциональном увеличении их доли в обучении.
С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике, в продуктивной речевой деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи.
Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений в разделах морфемики, словообразования, лексики и этимологии. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практическо- ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.
Результаты экзаменационных работ по русскому языку в 9 классе
В сдаче ГИА участвовало 20 человек: «5»--2
«4»--4
«3»--14
«2»--0
% успеваемости -100 %
% качества - 30%
СОУ - 48%
Результаты ЕГЭ по русскому языку 11 классе
Сдавало 10 человек.
Проходной балл- 36.
% успеваемости -100%
Средний балл - 49.
Организация работы с одаренными детьми по предмету
В работе с одаренными детьми по предмету используются в основном традиционные формы: предметные олимпиады, конференции (проектная научная деятельность учащихся с применением ИКТ), конкурсы. Именно одаренные дети становятся победителями различных школьных и районных мероприятий. Именно им не забывают уделять особое внимание на уроках – основной форме учебного процесса.
Следует отметить, что качество подготовки участников предметных олимпиад оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одаренными детьми находится пока на стадии становления. Недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков, факультативов и индивидуальную работу.
Сотрудничество с библиотеками
В 2012-2013 учебном году МО тесно сотрудничало со школьной и детской библиотеками, что способствовало повышению интереса учащихся к чтению литературы. Библиотеки помогали в организации мероприятий к знаменательным датам, организации выставок книг, конкурса «Лучшего читателя». В следующем учебном году МО намерено продолжать работу совместно с работниками библиотеки.
Проверка ученических тетрадей.
В течение учебного года руководителем МО были проверены тетради учеников по русскому языку. Тетради проверялись как рабочие, так и для контрольных и творческих работ.
Цель проверок: выявить качество проверки тетрадей учителями, соблюдение единого орфографического режима, выявление эффективности работы учителей по повышению орфографической зоркости учащихся.
В ходе проверки выявлено:
а) учителями систематически проверяются тетради;
б) преподаватели добиваются от учащихся выполнения единого орфографического режима;
в) не всегда выполняется работа над ошибками .
Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год, можно сделать выводы:
1.Работу учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году удовлетворительной.
2. Считать МО учителей русского языка и литературы основным структурным подразделением методической службы школы.
3.Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
4.Активно ведется работа над собственными методическими темами, практикуются творческие отчеты учителей.
5.Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля.
6.Систематически организуются занятия элективных курсов, ведется внеклассная работа.
7.Члены МО учителей русского языка и литературы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
8. Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Задачи МО на 2013-2014 учебный год
- Внедрять в практику работы учителей современные образовательные технологии.
- Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроках.
- Повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителей.
- Изучение достижений передового педагогического опыта.
- В работу ШМО внедрить взаимопосещаемость уроков, которые будут анализироваться коллегами для выработки рекомендаций, направленных на повышение качества успеваемости.
- Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей через индивидуальную работу, дифференцированное обучение ,внеклассные мероприятия.
- Продолжить организацию исследовательской деятельности детей.
- Совершенствовать системы раннего выявления способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков, факультативов и индивидуальную работу.